«Сладкая жизнь» Федерико Феллини: фильм-шедевр, который стоит пересмотреть

К 100-летию режиссера Федерико Феллини отреставрировали и перезапустили ленту «Сладкая жизнь». Эта картина — одна из значимых работ великого итальянца. Фильм-скандал. Фильм-шедевр. Вы просто не сможете оторвать глаз. И вот, почему

«Сладкая жизнь» — это омерзительно прекрасно

«Сладкая жизнь» рассказывает о нравах светского общества в Италии конца 1950-х годов. Федерико Феллини срежиссировал фильм и сам же написал сценарий, сыграв на контрасте. В кадре все невероятно красиво — будь то великолепный Рим, блестящие рауты, статный Марчелло Мастроянни или ослепительная шведка Анита Экберг.

Но вот парадокс: герои и происходящее вызывают едва ли не отвращение. Пустые нарядные женщины и никчемные мужчины в идеальных костюмах тонут в реках шампанского, скучают даже на оргиях и ходят по краю пропасти, чтобы хоть как-то развеять скуку.

Маэстро Феллини без прикрас показал итальянскую элиту. Да так ядовито, что его обвинили в богохульстве и аморальности. Ватиканская газета даже призвала своих читателей бойкотировать ленту.

А в Испании «Сладкую жизнь» и вовсе запретили и не показывали вплоть до 1975 года.

И даже терпимые американцы сделали к «Сладкой жизни» пометку, похожую на современную «потенциально неприемлемый контент».

«Сладкая жизнь» основана на реальных событиях

Идея фильма «Сладкая жизнь» пришла к Федерико Феллини после скандала, прогремевшего на всю Италию в 1953 году.

Тогда на пляже недалеко от рыбацкой деревни был найден труп 21-летней Вильмы Монтези. Это дело стало одной сплошной загадкой. Погибшая была частично раздета, но признаков сексуального насилия и насильственной смерти не было. Девушка была не местная. Но как она очутилась так далеко от дома — непонятно.

Обстоятельства смерти Монтези так и не выяснили. Но полиция тем не менее обнаружила много шокирующих моментов в связи с этим делом. Выяснилось, что неподалеку от того места, где было найдено тело Монтези, итальянская элита устраивала оргии с наркотиками. В истории оказался замешан сын министра иностранных дел Италии, из-за чего последний лишился поста.

А несчастная Вильма Монтези стала в итоге гигантской мертвой рыбой, найденной в конце «Сладкой жизни». Так  Федерико Феллини напомнил о той порочной истории.

Благодаря «Сладкой жизни» появился термин «папарацци»

Слово «папарацци» впервые прозвучало именно в «Сладкой жизни». У фотографа знаменитостей в фильме фамилия Папараццо. Использовать ее как термин и во множественном числе придумал Федерико Феллини.

«Фамилия Папараццо звучит как жужжащее мечущееся насекомое. Так что мне пришло на ум слово pappatacio, которым итальянцы называют надоедливых комаров», — объяснил режиссер в интервью.

На премьере «Сладкой жизни» Феллини оплевали. В буквальном смысле

Миланская премьера «Сладкой жизни» с треском провалилась. Возмущенная публика свистела и шипела «Как не стыдно!». Фильм показался ей безнравственным.

А на выходе из кинотеатра Феллини ждали выкрики «коммунист!» и «атеист!». Один из зрителей даже плюнул в режиссера.

Но сам Феллини позже вспоминал премьеру как «занимательный вечер».

«Сладкая жизнь» рассорила Феллини с великой итальянкой Луизой Райнер

Луиза Райнер— первая в истории актриса, получившая два «Оскара». Она ушла из кино еще в далеком 1940 году. Но Феллини уговорил ее вернуться и сыграть в «Сладкой жизни».

Та согласилась, что называется, не глядя — чисто из симпатии к талантливому режиссеру. А потом узнала, что будет играть пожилую нимфоманку, влюбленную в главного героя.

Актриса начала настаивать на переделке персонажа. Поначалу Феллини уступил и кое-что переписал. Но договориться он и Райнер так и не смогли, рассорившись в пух и прах. Разобиженный Феллини безжалостно вычеркнул даму из истории.

В «Сладкой жизни» не хватает особенно жестокой сцены

Главная идея «Сладкой жизни» — пустая праздность героев. В фильме он оборачивается нелепым самоубийством.

Но на самом деле Феллини снял еще один страшный эпизод. В нем герои бесстрастно наблюдают, как заживо сгорает пловец, когда от выброшенной сигареты поджигается бензин на поверхности бассейна.

Но вы ошибаетесь, если думаете, что Феллини вырезал сцену из жалости к вашим нервным окончанием. Режиссер вовсе не считал, что это слишком. Просто решил, что фильм и без этого достаточно длинный.

В фонтан Треви плеснули водки

Сцену в фонтане Треви снимали целую недели. Это было зимой 1959 года, но красавица Анита Экберг мужественно  простояла в холодной воде ни один час.

Марчелло Мастроянни похвастать такой же стойкостью не мог. Его не спас даже гидрокостюм под одеждой. В итоге согрелся актер только целой бутылкой водки, знатно опьянел и отыграл-таки сцену.

Феллини «зарубил» 5000 (!) актрис на роль Паолы

Девушка-подросток Паола олицетворяет в «Сладкой жизни» невинность среди разврата.

Феллини видел эту героиню совершенно особенной. Поэтому дотошно искал свою Паолу среди сотен и даже тысяч детей. Съемки фильма были уже в разгаре, а кастинг на роль Паолы все еще продолжался.

Самое забавное, что Валерия Чианготтини, сыгравшая в итоге в фильме, нашлась буквально по соседству с домом Феллини. Она была дочерью одного из приятелей режиссера.

Автор: Евгения Подстольная

Источник: 7sisters.ru.

Поделиться