Лесли Нильсен: забыть пересмешника

Старикан, невозмутимо валяющий дурака в абсурдных ситуациях – в таком амплуа Лесли Нильсен постучался в двери видеосалонов. Таким мы его и помним, не задумываясь о том, сколь сложно смеяться над собой.

Кассетный комик

Фильмы с Лесли Нильсеном появились в самый разгар советского видеобума, во второй половине 80-х, на каких-нибудь 5-6 лет позже, чем произошло его «второе рождение» в большом кино, в жанре, который даже сам актер не считал серьезным делом. Тем не менее, запиленные видеокассеты с «Аэропланом» и «Голым пистолетом» переписывались и пересматривались непривычным к жанру абсурдистской комедии советским зрителем до полного размагничивания пленки и намертво вызубренных цитат или даже целых диалогов. Пошловатый, простой, но в то же время искренне задорный юморок этих комедий был понятен всем, от школьников до инженеров, а полицейский лейтенант Фрэнк Дребин стал именем нарицательным.

Сегодня, к сожалению, жанр комедии абсурда можно считать похороненным: с той стороны Атлантики его «закопали» братья Уэйансы, с этой стороны – Харламов и Ко. Редкие просветления в виде европейского комедийного абсурда не в счет – планка юмора опущена настолько низко, что мувимейкерам уже нет нужды особо заморачиваться ни со сценарием, ни с остротами и гэгами, ни с актерской игрой. И тем ярче с расстояния в 30 лет смотрятся нынче образцы жанра, с которых все это безобразие так весело начиналось: в первую очередь комедии Мэла Брукса и Джима Абрахамса с Дэвидом и Джерри Цукерами. Именно эта неугомонная троица зажгла звезду Лесли Нильсена практически на излете его кинокарьеры: в вышедшем в 1980 году на экраны фильме «Аэроплан!» актеру было без малого 55 лет.

Парень с крайнего севера  

Лесли родился суровым февральским утром 1926 года в суровом канадском заполярье, в городке Регина округа Саскачеван. Родители будущего комика составляли небезынтересную парочку: мать Мэйбл Элизабет была уроженкой Лондона, отец, датчанин Ингвард Эверсен Нильсен служил констеблем Королевской канадской конной полиции. Говорят, что семейство Нильсенов, через пень-колоду, но даже какие-то дальние родственники самой Английской королевы (чью киношную тезку спустя много лет актер Нильсен будет уморительно смешно спасать от коварных негодяев). От родителей мальчуган, самый младший из белобрысых отпрысков, унаследовал британскую утонченность манер и стальную невозмутимость северных викингов – вкупе со статным ростом, спортивным телосложением и лицом типичного породистого красавчика у Лесли просто не было шансов пролететь мимо мира кино.

Как обычно бывает в таких историях, мать особо не возражала, но вот отец, истинный служака закона, был суров и считал лицедейство занятием, недостойным настоящего мужчины. Старший брат Эрик Нильсен оправдал в глазах отца свое существование, дослужившись до поста вице-премьер-министра Канады примерно в тот же период, когда убеленный сединами младшенький самозабвенно дурачился в кинокомедиях. Суровость папы-полицмейстера нередко оборачивалась кулачными «внушениями» расшалившимся сыновьям, что, как оказалось, только стимулировало Лесли к овладению актерскими навыками… вранья и притворства. А как иначе отвести от себя подозрения и отцовский гнев? С другой стороны дядей Лесли был знаменитый в те годы актер немого кино и радио Джин Хершольт, которым Лесли страшно гордился и хвастался родством среди друзей-мальчишек. Возможно, пример этой «паршивой овцы» и увлек паренька на службу, но не Закону или Государству, а Мельпомене.

Глухой летчик

Планам Лесли Нильсена стать звездой кино не смогла помешать даже Вторая Мировая война. После объявления мобилизации 17-летний юноша и не думал «косить» от призыва – чтоб пойти на войну с нацистами он даже умудрился утаить на медосмотре свою глухоту, запудрив мозги военным врачам по старой детской привычке. Вскоре он был принят в летный состав Королевских военно-воздушных сил Канады, но к боевым действиям, в силу юного возраста, так допущен и не был. Мобилизовавшись, Лесли первым делом приобрел слуховой аппарат, с которым с тех пор больше не расставался – теперь уже можно было не скрывать свой изъян.

Первым шагом на пути в кинематограф для него стала канадская радиокомпания, где Нильсен работал сперва диджеем, а потом и диктором – совсем как его знаменитый дядя, разве что в немом кино сыграть не успел. К счастью, долго он там не засиделся. Курсы актерского мастерства в театре «Квартальный Плэйхауз Сэнфорда Мейснера», на которые он ездил в Нью-Йорк, окончательно убедили амб

Поделиться