Дело Олега Табакова

Без Табакова у многих из нас не было счастливого детства. Это его голосом говорит кот Матроскин в «Простоквашино», это его глаза пронзают всех в «17 мгновениях весны», и это благодаря ему многие узнали Владимира Машкова, Евгения Миронова и других известных актеров. Возглавляя актерские ряды «того поколения», Олег Павлович Табаков показывает всем заразительный пример.

Если верить Станиславскому, утверждавшему, что обаяние — «величайшее проявление дарования актера», то Олег Табаков — один из самых даровитых актеров. Обаяние сложно изобразить, его невозможно сыграть, трудно подделать.

Им можно только обладать – от природы, от любви. Именно таким, наполненным любовью и счастьем, и было его детство – самая первая и главная в его жизни «табакерка», сосредоточенная в большой саратовской коммуналке — «Все воспоминания тех лет очень светлые — солнце, пространство, воля. Счастье. Вокруг – только любящие люди: мама, папа, баба Оля, баба Аня, мамин брат дядя Толя и его жена Шура, мои сводные брат и сестра – Женя и Мирра…»
Счастье закончилось с началом войны, маленькому Табакову было всего 6 лет.

В свои юбилейные 75 он активно снимается, играет Тартюфа на сцене, руководит двумя театрами одновременно, дарит цветы любимым женщинам и старается идти в ногу с современной молодежью. О беспокойной профессии, об отношениях между людьми и зрителях — Олег Табаков рассказал в интервью «Viva. Биография».

Знаете, Олег Павлович, с такими людьми как вы, уже не хочется говорить о том, что и так понятно из ваших дел, ролей.

Вот за это спасибо!

Это вам за спасибо за все.

Да я-то чего? Я и так занимаюсь любимым делом, и другим радость приношу! Выходит, что сам счастлив, и еще других счастливыми делаю. Вот вы, к примеру, ощущаете себя счастливой, когда смотрите хорошее кино или спектакль?

Очень!

Даже, если ничего нового не открыли, не услышали и не увидели?

Даже так!

Вот вы — очень сознательный зритель. «Из нашего отряда» — как говорит актерская братия!

А кто сейчас ваш зритель? Вам интересно и нужно ли это после всего, что увидели, узнали?

Ооо.. Конечно. Я всегда разговариваю со своим зрителем. На базаре, в магазине, с соседями на лестничной площадке. Безусловно, я не пристаю сам. Не подумайте ничего такого. Я просто всегда выслушиваю людей, которые хотят что-то сказать, узнать. Я ведь и сам был таким в молодости.

Каким?

А таким вот! Без царя в голове (смеется). Это удел юности и молодости — жить, как бежать по полю с ромашками и васильками. На всех парах мчать, лететь.

Если смотреть по возрасту, среди поклонников Табакова больше молодежи или постарше?

Мои поклонники хороши как раз тем, что их много, и они все разные. Очень разные. И кто-то подходит с букетиком ландышей, а кто-то привозит корзины цветов, и еще дает какие-то деньги на театр. Главное, что все они приходят в театр из любви ко мне, а в итоге получают удовольствие и эмоции от всего целиком. Вот что важно. Понимаете? Главное, что каждый из них. Ну надеюсь, что каждый. Так вот, что каждый пришедший в театр, выходит из его стен уже в совсем другом состоянии и настроении.

Был ли в жизни спектакль, который сделал из вас «другого человека»?

Мне 75 лет! А театр я люблю с детства. Как думаете — могло ли быть что-то подобное в моей жизни? (смеется). Конечно было. Другой вопрос, что к 75 годам не все уже помнишь (смеется). Точнее не так. Помнишь, но не так хорошо. Знаете, ведь человеческая память устроена таким образом, что наша коробочка хранит больше хорошего, чем плохого.

Так вот о спектаклях, изменивших меня! Безусловно, это постановки «Современника», любимовские спектакли. Но самое главное — это спектакли современные. Которые цепляют и проделывают надо мной эксперименты сегодня. Это постановки Нины Чусовой, Кирилла Серебренникова, Райкина, Машкова, Бутусова. Это я перечислил далеко не всех.

Что делаете для поддержания таланта?

Таланта? А то я уж подумал будете про формы мои не изящные говорить (смеется). Вообще-то в жизни важна свежесть восприятия. Вот когда молодой – все воспринимаешь впервые. И вообще самые мощные впечатления, представления о мире закладываются от 2 до 5 лет, поэтому роль родителей здесь очень велика. А потом постепенно дверцы закрываются, коробочки наполнились, и начинаешь пользоваться тем, что внутри. Постепенно теряешь интерес к тому, что тебя окружает. Вдруг, отчего-то, начинает казаться, что когда ты был молодой, и музыка была лучше, и книжки интереснее. Это, кстати, не всегда так. Просто эстетика вокруг нас меняется – это неизбежно.

Раз вы сами сказали о форме. Думаете-то о лишних килограммах?

Если б не грешил, не думал бы (смеется). Я о грехе чревоугодия, кстати. Вообще, за спектакль теряю от 800 граммов до килограмма. Но поскольку потеря ощутима, я тут же ее компенсирую пятью пирогами. Вот и вся моя диета!<
/p>

Вы прочувствовали на себе радость отцовства аж четыре раза. Какой из них оказался самым трепетным, необычным?

Паша и Маша, которых родила Марина. Саша, дочь от первого брака, Антон — он мальчик. А мужчины первыми всегда хотят пацанов. Я как увидел Антона в роддоме, сразу понял — мой! Вообще, и прелесть, и тяготы отцовства ощутил, когда Антон и Саша учились в старших классах. Когда начались уже какие-то шкоды, подростковые проблемы. Тогда я понял, что несу ответственность и за них, и за их поступки. Был даже такой случай — Антон разбил стекло, где-то с ребятами в подворотне портвейн пил, его задержала милиция, а после этого он еще и в школу не ходил долго.

И тогда я подумал: «А может это я что-то делаю не так? Может мои дети не видят, как надо жить». Но, положив руку на сердце, Паша и Маша — это мое счастье. Я просто в них купаюсь. А они во мне. У нас и игры свои, и разговоры, и мультики с фильмами. Когда Марина уезжает куда-то на съемки или на гастролях, у нас нет вообще никакой необходимости в нянях. Я забираю их, вожу везде, а они в свою очередь ведут себя, как ангелы. Сами по себе. Тихонечко. Только потом, конечно, какие-то актерские приемчики появляются. То голову запрокинут, то вздохнут как-то по особенному. Это удивительно (смеется).

Многие знают, что вы руководите сразу двумя театрами, в которых работают звезды российского театра и кино. Все они и в открытую, и тайком признают, что вы — потрясающий, уникальный руководитель. При этом занимаетесь театром, играете в 75 лет на сцене, снимаетесь в кино и остаетесь в меру осовремененным? Как совмещать? Как успевать?

Очень просто. Нужно любить свою профессию. Заниматься только любимым делом. Разговаривать с людьми, любя их. Давать всегда шанс на исправление и не строить из себя авторитета, а просто быть им. А для того, чтобы быть авторитетом у 20-30-летних людей, нужно помнить, о чем мечтал сам в молодости. Но и это не главное.

Поделитесь главным?

Читайте Шекспира (улыбается). «Гамлет» — книга, в которой можно найти много ответов и новых вопросов. В какой-то момент, наверное, мне было лет 30-33, я произнес текст Гамлета: «Привычка — враг всего живого», и стал жить именно так! Не привыкать, а жить. Хотя, комфорт — обожаю. Вкусно поесть — люблю. Посидеть с друзьями в хорошем ресторанчике — непременно. Когда показывают футбол или хоккей — я бы вообще из дома не выходил. Вот и судите сами — вредные у меня привычки иль нет (улыбается).

А в жизни Олег Табаков вредный человек для близких?

Что вы? Что вы? Я — мужчина в самом расцвете сил, как говорил Карлсон. Я абсолютно покладистый в быту человек. Требую малого, но конкретного. То есть, если сын Паша знает, что по утрам я пью черный чай с тремя ложками сахара, белым батоном с маслом и абрикосовым вареньем, то на завтрак я получаю именно это.

Выдрессировали под себя?

Нет. Что вы? Просто у нас в семье заведено делать друг-другу приятное, хорошее. Своим женщинам — в смысле супруге и дочери — я всегда дарю цветы просто так. Лучше уж про 8 марта забыть, потому что так делают все. А вот постоянно помнить о подарках и цветах — это, по-моему, правильнее.

И приятнее. Это я вам, как женщина говорю!

Вот и я так думаю! И желаю, чтобы рядом с каждой женщиной был мужчина, который просто помнил о ней, а не о каких-то формальных праздниках.

А чего не хватает современной женщине, как думаете?

Свободы от тех рамок и условностей, которые успели приобрести за минувшие полвека. И еще — учитесь не прятать чувства. Нужно быть открытыми и говорить — «Люблю», «Хочу», «Знаю».

Но ведь мужчины любят загадки. Зачем же перед вами выкладывать все карты сразу?

Вот поэтому недостаточно быть просто женщиной. Необходимо быть мудрой женщиной, которая скажет это так, что мужчина, если он даже не любит её, задумается: «А вдруг это судьба моя?». Понимаете? Вот обо мне никто никогда бы не сказал, что я буду сотрудничать с власть имущими. А как удивились все, когда показал, что могу. Думаете это я от больших амбиций?

Нет! Просто мне хотелось, чтобы в театре, который много лет ютился в подвалах и разных зданиях, был сделан настоящий ремонт, чтобы актерам шили шикарные, настоящие костюмы. Чтобы актеры могли после репетиции нормально и вкусно поесть в столовой, попить чаю в своей гримерке и потом в 7 часов вечера выйти красивыми, собранными и изменить, покорить зрителя. Вот ради всего этого я хитрю, но по-честному (улыбается).

При этом не наступаете, как говорится, на горло
собственной песне?

Нет. Абсолютно. Я еще раз повторюсь. Все, что я делаю — только с удовольствием и только потому, что понимаю важность своих поступков и того, что они повлекут за собой.

Это миссия для вас?

Миссия? Звучит как-то слишком громко. Нет. Знаете, у гениального театрального режиссера Юры Бутусова Гамлет ставит перед собой вопрос не «Быть или не быть», а «Будь, что будет. Все поправимо». Вот и я не уговариваю себя на какие-то поступки ради театра, а просто делаю. Судьба-то, как говорила Раневская, еще та шлюха. Вот надеюсь, она даст мне еще времени на свершение необходимых дел.

О смерти думаете?

Не только думаю, я о ней многое и давно знаю!

Уже устали бояться?

У меня первый инфаркт случился в 29 лет. После этого периодически случались не простые времена, события. И каждый раз, как бы я ни храбрился, смерть все равно показывала свое лицо. Так что я в него заглянул. Причем ни раз. И посмотрев, знаю, что бояться эту старушку не стоит (улыбается).

 

 

Поделиться